Куклы сибаритки

0
534
Деревянные куклы сибаритки

Сибаритки, что это за куклы, какие они, почему так называются

Деревянные куклы сибаритки и мода 18 века

Деревянные куклы сибаритки

Сибарит – человек живущий в роскоши, праздный франт

18 век – век игры. И Кукла – символ игры и символ женщины перебирается из детских комнат в будуары светских львиц.

Кукла-сибаритка образ женщины 18 века. Женщины -игрушки, женщины живущей кукольной постановочной жизнью. Декор тела главная забота и Кукла становится манекеном для упражнений в искусстве преподнести себя, а также модным фетишем того времени.

Эпоха Марии Антуанетты возвела моду как понятие в ранг жизненно важных ценностей.
Бесконечные балы и приемы в светских салонах требовали новых идей для привлечения внимания пресыщенного и ищущего новых развлечений мужского сословия. Кукла стала демонстранткой модных идей перед их воплощением в полноразмерном формате.
Так модистка Марии Антуанетты известная Роза Бертен одевала таких кукол для своей Королевы и ее Матери. Сохранились описания кукол-сибариток в записях Мадам Дилон для дочери которой эти куклы были доставленны в 1788 году: “…с пружинами, отлично исполненны ноги, и прекрасные парики…”

Одна леди известная новелистка Мадмуазель де Скудери (Mlle de Scudery) имела в своем будуаре витрину с двумя куклами-пандорами богато одетыми по последней моде того времени. Пандор из Европы с нетерпением ожидали в Америке и в России. А один французский дюк ( граф) предоставил на обозрение приобретенных для демонстрации 25 полноразмерных манекена одетых с иголочки! Но все же более популярными были Пандоры меньшего размера. Большей частью куклы были изготовленны из дерева, полностью артикулированными конечностями и покрыты росписью. Дерево пришло на замену более ранним гипсовым куклам 17 века. Они практически не дошли до наших дней, так как хрупкий гипс не выдержал проверки временем.

Пандоры считались предметом роскоши для людей высшего сословия и стоили баснословно дорого. Они изготавливались отдельными мастерами и могли иметь при себе сундук с “приданным” — сменной одеждой которая почти детально передавала особенности покроя модного платья. Такой подарок мог расположить к себе влиятельную даму, и дорогая игрушка уверенно вошла в придворный этикет.

Пандоры были двух видов “La Grande Pandore” (большая) демонстрирующая прически, головные уборы и вечерние туалеты, и “La Petite Pandore” (малая) для демонстрации “неглиже”, домашней и повседневной одежды.

Игра была в разгаре. Дамы утратив чувство всякой меры стремились любой ценой выделится из общей массы кружев пудры рюшей и париков, только за счет увеличения их количества и обьемов. Чего стоили одни фижмы (“панье” фр.)! Если неудобство моды предыдущих столетий навязывалось религиозными канонами поведения, то мода 18 века это полет фантазии модисток и парикмахеров, стремящихся удовлетворить жажду развлечений скучающей аристократии. Но эта вакханалия красок и форм имела и позитив. Как бы мы не оценивали гротеск барокко и манерность рококо – это было время потрясающих шедевров в изобразительном искусстве и музыке. И возвращаясь к теме Куклы смею заметить что Кукла Пандора, или Сибаритка является одним из недооцененных шедевров в прикладном искусстве 18 века. Деревянная кукла Галантной эпохи – особая. Ее стиль выразителен и узнаваем среди множества других старинных игрушек. В первую очередь очень интересна потрясающая стилизация подчеркивающая модные акценты во внешности людей того времени.

К примеру барышне было невозможно появится в приличном обществе без немыслимого количества пудры, белил, румян, помады и “мушек” на открытых участках щедро декорированного парчей и кружевами тела. В моде была низкая осиная талия, высокая и утянутая корсетом грудь, огромное декольте и искуственные широченные бедра — “панье”.

Соответственно Кукла была зеркалом моды, ее историком и… одновременно вдохновительницей. Женщина стремилась быть похожей на изящную румяную и белолицую куклу – украшение скучного быта. Предмет осуществления тайных мечт и фантазий…
Вот почему Кукла того времени не является анатомической копией человеческой фигуры. Она имела иной смысл и назначение. Она была воплощением представлений об идеале красоты и ОНА была примером для подражания! Она родилась и осталась КУКЛОЙ, то-есть она не изображала ни кого-то конкретно а только представление о женской сути в 18 веке.

Овальное выбеленное и нарумяненное лицо, маленький четко очерченный рот и тонкие , “пунктирные” дугообразные брови обрамляющие огромные темные блестящие глаза — вот портрет европейской красавицы 18 века. Удивительная, упрощенная до сути стилизация в век перегруженного деталями декора! Это воистину поразительное явление заслуживающе отдельного внимания! Деревянные Сибаритки совершенны с художественной точки зрения. В них переплелись богатство тканей и пышность форм одежды с почти символической передачей самой фигуры и лица. Интересно что в то же время, параллельно существовали совершенно иные виды кукол, уже более вписывающихся стилистически в изобразительное искусство эпохи. Это и Неаполитанские ясельные фигурки, изумительной скульптурной и экспрессивной проработки, и восковые леди, почти живые благодаря свойствам материалла, и дешевые условные деревянные ярмарочные куклы и даже статуэтки мэйсенского фарфора, изящные и нежные как цветы. Но только эти почти геометрические Дамы сохранили кукольное “целомудрие” и отстраненный созерцательний облик сквозь века. Они загадочны как сама Женщина, у них нет возраста и их молчание говорит о многом… Их стоит узнать поближе.

Куклы 18 века удивительно архаичны. Им свойственна мистическая проницательность взгляда которой иногда пугается обыватель. На самом деле их взгляд – отражает наши мысли… Они как свидетели страстей целых поколений спокойно созерцают суету уже XXI века.

Т.З. «КУКЛЫ ВИЛЬЯМА ХИГГСА» (ИЛИ «ВИЛЬЯМА И МЭРИ»). АНГЛИЯ ОК. 1690 г. Отличительная черта этих кукол особенные пропорции (огромная голова «тыковкой» и тоненькая шейка), а так же характерная роспись лица, огромные «мушки» и интенсивный румянец. Такие куклы в оригинале встречаются очень редко и ценятся высоко, достигая 50.000 долларов и выше…

Т.З.»КУКЛЫ ВИЛЬЯМА ХИГГСА» (ИЛИ «ВИЛЬЯМА И МЭРИ»). АНГЛИЯ ОК. 1690 г. Отличительная черта этих кукол особенные пропорции (огромная голова «тыковкой» и тоненькая шейка), а так же характерная роспись лица, огромные «мушки» и интенсивный румянец. Такие куклы в оригинале встречаются очень редко и ценятся высоко, достигая 50.000 долларов и выше…

КУКЛЫ «ГЕОРГИАНСКОГО» ПЕРИОДА — (вторая половина 18 века). Отличительная черта — заметная упрощенность очертаний. Почти геометрическая стилизация — голова-шар, часто без ушей.Руки сильно укорочены и примитивны, часто выполнены из кожи.Таз и коленные очень грубой работы.Черты лица схематично обобщенные — эмалевые глаза (уже с зрачком и появились голубого цвета)имеют ромбовидную форму и расположены очень близко к крохотному носику-пирамидке.Губы зачастую просто нарисованы красным «бантиком» или «птичкой» под самим носом. Брови и ресницы обозначены серией точек довольно бегло и неаккуратно.В общем куклы «георгианского» периода имеют довольно одинаковый внешний вид и эстетически менее привлекательны чем «Анны» или  «куклы Хиггса».

Автор: Сойка В.